Украинская Баннерная Сеть
 

Скажи-ка Сорос, ведь НЕДАРОМ страна, объятая пожаром, барыгам отдана? Но вряд ли им сбежать удастся ДАРОМ, когда придет Весна...
НАВИГАЦИЯ

РЕКЛАМА



Украинские 100x100
Коммерческие ссылки
 

 
СТАТЬИ > Дорога к хаму



Передел собственности и раздача кормушек с политическими спекуляциями на Украине, начавшись с крупных корпораций, докатился до школ, а значит до нас - обычных граждан, потому что каждый из нас – родитель или ученик, будущий родитель или бывший ученик.

В декабре 2004 года, в разгар революционных событий на Украине, в дирекцию одесской школы поступило неприятное, но совершенно бытовое заявление от родителей: учительница публично отхлестала по щекам второклассника. Было произведено служебное расследование, собрание, факт подтвердился, учительницу понизили в должности – перевели из классных руководителей в воспитатели группы продленного дня. Не стоит это трактовать однозначно. Учительнице 25 лет педстажа, дети ее любят, и ни у кого, даже из наказывавших, нет сомнений в том, что она прекрасный специалист. А ребенок… версий его «провокативного» поведения много. То ли плохо вел себя на уроке. То ли бежал на перемене и врезался то ли в девочку, то ли в эту учительницу, рассыпав стопку книг. А еще вариант, что кричал: «Голосуйте за козлов!». В разгар революции-то. Отделять агнцев от козлищ семилетний мальчик не умеет. А учительница, может, сорвалась. Да каждый мог раз в жизни не сдержаться и сделать что-то несвойственное. А может и не раз…

В мирное время все бы покаялись, поостыли, простили, и в сентябре учительница получила бы новых первоклашек. Немало известно таких случаев по жизни. Но тут у нас, понимаете, революция. Это болезнь общества, при которой обостряются все остальные.

Через 3 месяца после инцидента, учительница прозрела и поняла, что ее преследовали по политическим мотивам «у зв’язку с ганебним ставленням школи до української мови». И многим другим, о чем и пишется в жалобах, которые она штампует, как под копирку, и рассылает по инстанциям. На первую отреагировала областная комиссия (уже новой администрации) и, ничего политического не найдя, 12 апреля составила примирительного вида заключение. Но 18 апреля был назначен новый начальник городского управления образования. В школе все уже знают, что жалобщица с ним в давнем знакомстве.

…Спрашиваю у вахтера в школе, где найти Ольгу Федосеевну и какая она с виду, как узнать.

- На третьем этаже, где экзамены - дежурит. Узнаете! Она такая… несчастная.

Нахожу. Узнаю еще одну версию событий: учительницу стали преследовать после того, как она проговорилась, что собирается голосовать за Ющенко.

- В декабре, перед третьим туром выборов? А что же, раньше никто не знал?

- Нет. Я скрывала. Боялась.

Обхожу еще десять учителей и техработников, больше половины утверждают, что голосовали за Ющенко, поддерживают его и никогда это не скрывали. Нормальная ситуация для работников украинской школы. Ольга Федосеевна была членом избирательной комиссии и никаких нарушений ни в чью сторону не допускала. Но премию, полученную за дополнительную работу в избиркоме, она вернула. С этой премией вообще темное дело. По некоторым утверждениям ее выдал Совет школы, что, с точки зрения вышестоящих, является нарушением расходования благотворительных средств. Каково это по закону мне выяснить не удалось – у разных юристов разные мнения.

- А чего же вы сейчас хотите? Чего добиваетесь жалобами? Восстановления в должности? Смены администрации школы?

- Нет, я не хочу смены администрации. Мои претензии скорее к Совету школы. И я не хочу восстановления, я собираюсь в длительный отпуск. Я хочу просто знать, почему это происходит? Двадцать пять лет работы, в том числе 16 лет с этим директором, всегда на хорошем счету и вдруг…

Революция у нас, Ольга Федосеевна.

Сейчас школу терроризируют три комиссии. По мнению большинства учителей и активных родителей, они ищут, за что снять директора, контракт с которой истекает в 2009 году. Согласно действующему нормативному акту Украины, внеочередные проверки запрещены или могут осуществляться в случае выявления значительных нарушений. Никаких документов об этих «значительных», равно как и незначительных, школа не получала.

Закон – дышло. Всякому, знакомому с нравами власти, очевидно, что где-то принято решение директора снять. Только не спрашивайте меня, правда это или нет. Не знаю, свечку не держал. Знаю другое: слухи и мифы общественного сознания сильнее реальности. И они таковы. Победителей не судят. Пока. Судят – они. А скорее, пользуясь политическим спекуляциями, переприватизируют как финансовые ресурсы, так и административные. Наверху – миллиарды. Внизу - уж что есть. На место одной своры Шариковых пришла другая. Опять, и опять все отнять и поделить. Передел собственности и раздача кормушек, начавшись с крупных корпораций, докатился до нас, обычных граждан, потому что каждый из нас – родитель или ученик, дедушка или брат. Первой подверглась внеплановой проверке частная школа, где директор – дочь бывшего мэра. Директор второй – сын бывшего начальника управления образования. Прерывание династий – любимое занятие революционеров. Почему на третьем месте оказалась 121-я – системному анализу не поддается. Фактов политической активности учителей и членов Совета школы нет. Правда, директор - член бывшей «партии власти», ныне оппозиционной «Партии регионов». Принимая школу в 1989 году, она была членом КПСС. Но такова биография очень многих директоров школ, и не только школ.

Когда я начал искать список школ, подвергаемых внеплановым проверкам, три человека из близких к власти и могущих иметь доступ к этим документам, независимо друг от друга ответили: «Тебе этого списка не дадут. Если ты его спрашиваешь, то сразу ясно, что собираешься писать «негатив». Прекрасно ассоциируется с известным юридическим прецедентом «Ты сказал!». Компетентные эксперты ошиблись. Список я получил лично из рук начальника управления образования, доктора физико-математических наук Сергея Васильевича Козицкого. Построил простенькую базу данных и «наложил» его на несколько других: результаты голосования на избирательных участках, расположенных в школах, партийную принадлежность директоров, специализацию школ (русская - украинская) и т.п. Никакой взаимосвязи не нашел!

Сергей Козицкий категорически заявил:

- Никаких кадровых чисток не будет! По результатам 38 проверок вынесено всего лишь два выговора – и все! Проверки нужны были для изучения состояния дел. Будет реформа системы образования в городе, будут инновации, структурные преобразования, но созидательные, а не разрушительные.

Это интервью опубликовано в местной газете. А поверят ему? Кто еще будет бегать по инстанциям, добывать данные, анализировать?

Мэр города и часть его команды, включая начальника управления образования, не новы, они работали в верхушке Одессы с 1994 по 1998 и, в общем, неплохо по меркам тех времен работали. Но мэр не поладил с Кучмой и его сняли. В 2005 году Ющенко назначил его обратно. Вице-мэр Владимир Куренной в прошлом высоких постов не занимал, из журналистов, в революцию был руководителем штаба победившей партии. К нему и пришла делегация родителей защищать директора. Пришла, как к своему: его дочка с первого класса (а теперь в шестом) учится в той же школе. Умный человек, выбирая школу для ребенка, сделал достойный выбор. И с делегацией своих товарищей по несчастью повел себя на удивление для чиновника искренно. Знаете, что он сказал?

- Школа неправильно вела себя на выборах!

Наверное, он тоже не стал утруждать себя аналитикой. Даже без подробного анализа очевидно: раз проверено почти треть школ города, то при таком большом массиве выборки трудно осуществить пристрастия. Кто прочитает вот эту статью, да в Одессе ее и напечатать невозможно, и кто поверит мне? Не только рядовые граждане, но и чины, включая вице-мэра, не утруждают себя аналитикой, а мыслят категориями «революционной целесообразности». Что у них получается с таким мышлением? Да то же, что у работяги из анекдота, который воровал детали с завода и пытался собрать жене швейную машинку, а получался у него все время – пулемет.

«Эта революция еще многих поссорит». Кажется, это из классической книги Алана Паркера. Услышав ответ вице-мэра, родители и учителя школы устроили несанкционированный пикет на Думской площади, перед горисполкомом. Пытались получить разрешение с помощью остатков одной из оппозиционных партий, получили отказ. Знали, что предыдущую до них акцию протеста на этой площади разгоняли ОМОН с оранжевыми афганцами и дубинками. И все равно пришли – человек 100. Вот с такими «политическими» плакатами: «Школа вне политики!», «Руки прочь от 121-й школы!», «Оставьте нас в покое, дайте нам учить своих детей!». Не разогнали. На удивление, пикет показали 4 местных телеканала и один общеукраинский. За школу вступилась газета «Вечерняя Одесса», по-прежнему влиятельная, хотя яркого ее лидера застрелил киллер еще в 97-м году.

Я не имею возможности подробно исследовать эти феномены общественного сознания во всех проверяемых и непроверяемых школах. 121-я – образцово-показательная, из пятерки лучших в городе, изначально украинская. Все предметы преподаются на украинском языке всю жизнь, с момента основания, и при советской власти. Кто ж спорит, что тогда украинская культура притеснялась? Как сказал Солженицын, при тоталитаризме притеснялись все национальные культуры, а русская – больше всех. Теперь мы оказались в самостийной Украине, при демократии. Сменились имена и маски.

Всегда существовали яркие очаги национальных (не путать с националистическими!) культур. Лучшие представители одесской украиноязычной интеллигенции пристраивали своих детей в 121-ю школу. Конечно, не только в нее, всегда было мягкое соперничество (тогда как-то не в ходу было слово «конкуренция») между несколькими такими выдающимися. Будь я членом какого-то жюри, я бы по результатам последнего полстолетия, отдал бы первое место за украинскую культуру 9-й школе, а 121-я оказалась бы на втором-третьем. Но если исследовать по сумме знаний двух культур – украинской и английской, тогда эта школа вне конкуренции. До войны здесь учился погибший ребенок-разведчик Яша Гордиенко. Итоги войны с фашизмом еще не пересмотрены и школа до сих пор носит его имя. Когда лопнул железный занавес и к нам повалили иностранцы, выпускники 121-й 60-х – 80-х годов, свободно заобщались с ними на базе своих школьных знаний.

Людмила Николаевна Семенюк приняла школу до Великой Криминальной Революции, когда националистические устремления будущих руководств были не проявлены. И все-таки она пошла в украинскую школу. За 16 лет ее директорства школа сделала еще один качественный рывок: стала ассоциированной школой Юнеско. Дети здесь теперь, кроме основного – украинского - знают еще 5 (!) языков. Включая русский, на котором и говорят в коридорах. Но еще четыре настоящих иностранных: английский, французский, польский и испанский.

Как это отражается на детях? Да не выглядят они ни вундеркиндами, ни изможденными! Дети как дети. Ведь кроме тупого «увеличения нагрузки» существуют еще и передовые педагогические технологии. Это единственная на Украине школа, использующая методы интенсивного чтения и слушания, созданные лабораторией инновационных педагогических технологий при психологическом факультете МГУ. Да, именно Московского Государственного Университета. В школе постоянно учит учителей ведущий сотрудник этой лаборатории. На деньги школы (Совета школы, пожертвования спонсоров, учителей) совместно с такими же школами в России издана серия методических пособий, которых нигде больше на Украине нет. Методички используются для обучения и украинскому, и всем остальным языкам, да и другим предметам. Изданы они на русском, да еще и с причудами. Вот что написано на обороте титульного листа одной из них:

«Печатается по решению Ученого совета совместной российско-украинской научно-исследовательской лаборатории «Педагогические технологии XXI века» (Москва-Одесса).

<…>

Книга печатается на средства, собранные учителями России и Украины <…>

Этот выпуск, как и предшествующие выпуски серии «Педагогическая технология XXI века», посвящается тем, кто борется за полное равноправие русского языка с украинским, кто выступает против проникновения в школу украинского национализма и великорусского шовинизма.»


На другой еще круче:

«Эта книга не должна издаваться во Франции, Англии и США, осквернивших европейскую цивилизацию кровавой бойней в Югославии во имя еще одного «Нового порядка».

Эти брошюры, в которых больше ни бита про политику нет, мне предъявляют в школе в доказательство мотивов политического директора.

- Наше неформальное взаимодействие со школой кропотливо строилось 15 лет. Если уберут этого директора, то все будет разрушено, и мы отсюда уйдем, - говорит автор книг Израиль Зиновьевич Посталовский.

В поисках учительницы, которую не знаю в лицо, только имя, захожу после уроков в класс. Дети, раздвинув парты, исполняют что-то вроде сложного хоровода с перепевами.

- Простите это вы Мариванна? – обращаюсь к молодой учительнице?

Sorry, i speak English only. - говорит она.

Извините, ребята, а где Мариванна?

- Maryvanna has already gone home. Excuse us for such a game, but we should speak only in English according to rules. You understand, yes? Sorry! – отвечают дети.

C детьми играла волонтерша из Англии. Общение с живыми носителями языка происходит здесь почти каждый день. Можно привести еще множество примеров, когда составляющие учебного процесса строятся на неформальных связях, которые со сменой руководителя распадутся. Возможно, на место этого директора придет тоже хороший менеджер, и начнет склеивать осколки, или строить что-то новое, не худшее. А зачем? «Мы наш, мы новый мир построим»? А потом будет следующая революция, и все начнется опять? Может, вернут на место того мэра и директора. Чтобы они опять склеивали разбитое… чтобы через некоторое время опять… Им в этом кайф. Нам в этом, говоря политическим языком - нестабильность, китайским - в переводе - проклятие «Чтобы ты жил во время перемен!», а слова, которыми все это можно назвать на бытовом русском и украинском языках – не для печати.

Из заявления родителей начальнику Управления образования: «Мы мечтаем, чтобы наш сын вырос гордым и свободным гражданином своей независимой Родины. А проявление насилия со школьной скамьи может выродить лишь униженного и затравленного, с комплексами неполноценности, раба».

Это - о нескольких пощечинах сгоряча? Или, может, не только?

Сколько слоев смыслов еще не вскрыто с «Покаяния» Тенгиза Абуладзе. Какая улица ведет к храму? Когда фильм победно шествовал по экранам СССР, проспект, ведущий к собору Светицховели, назывался именем Сталина. Переименовали его уже в проспект Розовой революции?

121-я школа построена из камней собора, разрушенного в 1936 году. В буквальном, каменном смысле. В 19-м веке одесский Кафедральный Спасо-Преображенский собор по вместимости был третьим в Российской империи после храма Христа Спасителя и Исакиевского. Он восстановлен в период краткого уменьшения ухудшения между Великой Криминальной и Великой Оранжевой, и школа находится в 30 метрах от него, через узкий проезд на площади, вновь называемой Соборной. Собор-то есть, только соборности не видать. Этот храм, как и большинство на Восточной Украине, принадлежит Православной церкви Московского патриархата. Скоро будут отнимать и делить его. Подготовительные работы уже ведутся (об этом будет моя следующая статья).

Сколько покаяний еще предстоит нам, чтобы прекратить разрушать храмы?

Михаил Кордонский

 
Последние публикации

Наши партнеры

anti-orange Юго-восточные
регионы Украины. Новости, события, аналитика, Выборы 2004 Одесская  Общественная Организация 'Единое
Отечество'

 

Политика TopCTO Политика Сова - поиск в Украине  
Hosted by uCoz